| Отец как воспитатель
Человек оставляет себя, прежде всего в человеке. В этом наше
бессмертие. И если ты хочешь остаться в сердце человеческом, - воспитай
своих детей. Именно в семье формируется личность будущего труженика и
гражданина. Мы не можем и не должны ограничивать сегодняшний мир ребёнка
стенами квартиры и одними лишь семейными впечатлениями. Воспитание -
процесс многогранный и всеобъемлющий. Всё, что окружает ребёнка, - люди,
вещи, события - всё накладывает отпечаток на его личность, изменяет и
развивает его. И отцовский долг - сознательно, чутко направлять это
развитие.
Отцовство - экзамен на социальную и нравственную зрелость мужчины.
Встречаются иной раз молодые люди, вступающие в брак, но боящиеся
отцовства, иными словами не готовые к нему. Ребёнок - большое испытание
на прочность семьи. Справедливости ради нужно отметить, что чувство
отцовства рождается несколько позже, чем чувство материнства. Ещё
Аристотель заметил, что по - настоящему отцами мужчины становятся позже,
чем женщины - матерями.
Как ребёнок нуждается в том, чтобы о нём заботились, и это даёт ему
ощущение надёжности и прочности мира, так и взрослый мужчина испытывает
потребность заботиться о другом, быть опорой для слабого, ощущая, таким
образом, собственную силу и значимость. Полнее всего это проявляется
именно в отцовских чувствах. Только при этом условии мужья счастливы,
есть у них чувство удовлетворённости. Вот почему
Л. Н. Толстой занятый писательским и педагогическим трудом, охотно
проводил целые часы в играх со своими детьми. Воскресные же дни он
полностью посвящал им. В обществе детей он отдыхал, восстанавливал силы,
бодрость.
Находясь рядом с детьми, отец проявляет лучшие человеческие качества,
такие как доброта, верность, отзывчивость. В этом смысле не только отец
воспитывает детей, но и дети отцов. Видный русский писатель и историк
Н. М. Карамзин писал: «Без хороших отцов нет хорошего воспитания,
несмотря на все школы, институты». О воспитании детей заботятся
государство, школа, пришкольные и загородные лагеря и так далее, но
влияние отца полностью заменить ничем невозможно. В наш век феминизации,
когда в детских яслях и садах, в школах и внешкольных учреждениях
работают с детьми в основном женщины, ощущается острый дефицит мужского
влияния на детей. Отцы должны восполнять этот дефицит в семейных
условиях, ибо мужское влияние на детей необходимо так же, как и женское.
Без него семейное воспитание детей будет ущербным, ведь недаром в
понятие «безотцовщина» исстари вкладывается очень горький смысл. Хорошо
сказал о счастье отцовства замечательный педагог В. А. Сухомлинский:
«Единственное, что облегчает участь человека на закате его жизни, - это
искренняя, преданная, верная любовь детей. Все другие радости бледнеют
перед этой высшей, истинно человеческой радостью. По - настоящему
счастлив тот, кто всю жизнь умеет по крупице накапливать это богатство.
Это единственный капитал, на который можно прожить в старости, чувствуя
спокойную уверенность в том, что ты прожил жизнь не напрасно».
Детям нужен отец.
Разошлись муж и жена. Распалась ещё одна семья. Причин много,
постороннему трудно в них разобраться. Если распадается семья, в этом
виноваты обе стороны: и муж, и жена, так как семья - творчество двоих.
Нынче почти 70% разводов совершается по инициативе женщин. Они вынуждены
избавиться от мужей - пьяниц, тунеядцев, грубиянов. Этим мужьям были не
под силу семейные заботы. Но этот процент всё равно настораживает.
Настораживает это, потому что мы, педагоги, наблюдаем в садах и в школах
значительный процент детей без родных отцов, безотцовщину при живых
отцах. Одни дети становятся агрессивными, другие - робкими, ущемлёнными,
чем - то ущербными в характере. Неполная семья - это, как бы себя не
успокаивали, беда, несчастье.
Без твёрдого отцовского руководства мать вырастит ребёнка изнеженным,
точно так же как и без материнской ласки, ребёнок становиться грубым.
Человеку нужны родственные, кровные связи. Ему всегда нужно с кем - то
посоветоваться, разделить свою радость, поговорить. Выбирает ли он
профессию, устраивает ли свою личную жизнь или сам становится родителем -
всегда ему нужны отец и мать. От матери он получает ласку, нежность,
доброту и чуткость к людям, а от отца - мужество, силу воли, смелость
поиска, уменье бороться и побеждать. Только сочетание этих качеств
формирует полноценную личность.
Влияние личности отца на воспитание детей, особенно мальчиков, очень
велико. Невнимание к ребёнку, нельзя оправдывать каким бы то ни было
ответственным постом, или учёным званием.
Отец нужен не для того, чтобы наказывать, пресекать, запрещать, он
нужен, чтобы помогать своим детям. На производстве отец - труженик, в
семье отец - воспитатель, а вместе обе эти функции составляют
гражданский долг, от добросовестного исполнения которого никто не вправе
уклоняться. Закончив рабочий день, мы спешим к себе домой, и здесь нас
ожидают не только отдых, тепло домашнего очага и житейские радости, но и
многочисленные отцовские обязанности. От отца требуется любовь,
общение, взаимопонимание. Теперь звание отца не даёт гарантий: сыновнее
уважение надо заслужить.
Если родители любят друг друга и своих детей, в семье спокойно,
радостно. Очень тяжело переносят дети семейные раздоры. Можно обмануть
весь свет и жену в придачу, но детей своих обмануть никому не удаётся.
Ребёнку необходима семья, ему нужна атмосфера добра, правды, доверия и
чистоты. Трудно представить счастье ребёнка и аморальное поведение отца
или матери. Это недопустимо и несовместимо.
Счастье семьи - это не только счастье двух людей. Это счастье для
многих, кто с ними соприкасается: для их детей, для друзей, знакомых. В
такой семье дети растут человечными и стойкими к жизненным невзгодам,
потому что в детстве они получают необходимое количество «калорий»
родительского тепла.
Счастье - это когда в семье не только мать, но и умный отец. Народная
мудрость утверждает, что один отец значит больше, чем сто учителей.
Поэтому для полноценного развития и воспитания необходим отец.
Живой пример отца.
Сыновья во многом копируют образ жизни и мыслей отцов: перенимают
походку, манеру разговаривать, жесты и другое. От отцов они воспринимают
такие черты, как крепость духа, сила, мужская надёжность, выдержка,
деловитость, предприимчивость, чувство долга перед семьёй, рыцарское
отношение к женщине. Формирование некоторых из этих черт у мальчиков без
влияния отцов почти невозможно. «Из гнезда коршуна редко вылетает
сокол», - гласит народная мудрость. Сын, отец которого внимателен к
матери, женившись, считает естественным так относиться и к своей
избраннице.
- Не слушай мать, сынок: всё это глупости, что она тебе внушает, - замечает отец.
Ясно, что такое отношение к женщине впоследствии передаётся сыну.
Поэтому отцовское слово, много значащее в воспитании сына, должно быть
обдуманным и веским.
Следует избегать крикливого тона в разговоре с сыном. В. А. Сухомлинский советовал:
«Как наивысшую ценность берегите гордость, неприкосновенность личной
чести ребёнка». Нельзя грубо оскорблять сына, публично наказывать его,
унижать.
Поведение отца - это пример не только в воспитании сына, но и в
формировании личности дочери. Девочки также нуждаются в отцовском
влиянии. Девочки требуют особо тонкого и нежного обращения отца, их
струны души могут оборваться, если натянуть их слишком туго. Отец должен
следить, чтобы в семье девочка не росла избалованной и кокеткой, а
готовилась к роли труженицы и матери.
Отец - это человек, который всё лучшее, чем он богат, чем одарила его
природа и окружающие люди, что он приобретает в неустанных поисках,
умеет передать детям. | |