Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учрежд...
Понедельник, 24.06.2019, 12:57
Меню сайта

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Июнь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архив записей

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 93

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 

 
Опыт работы Потетиновой Людмилы Ивановны, музыкального руководителя 1 квалификационной категории, занявшей 2 место в конкурсе "Лучший по профессии" Артемовского городского округа
            
 


"От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям,
от красивых мыслей к красивой жизни
и от красивой жизни к абсолютной красоте".

Платон

 


Хочу представить опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме музыкально-ритмическая деятельность - как средство формирования художественно-творческих способностей у детей.
Именно музыка и движение формируют у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, отдавая взамен ребенку эмоциональные реакции – радость, удовольствие.
Музыка, движение - это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребенка. Эти движения помогают воспитывать детей, дают возможность познать мир. Через музыку и движение у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется внутренний духовный мир ребенка.
Развитие пластики, освоение динамической красоты движений, богатство мимического рисунка, ощущение пространства составляют важный аспект эстетического воспитания.


• Таким образом, танцевальные занятия помогают развитию многих сторон личности ребенка посредством решения эстетических, физических, воспитательных задач.
• Здорового ребенка легче воспитывать. Это общеизвестно. У него быстрее устанавливается все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает предъявляемые ему требования. Поэтому именно здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, воли, дарований и природных способностей.
Проблема развития творческих способностей у детей состоит в том, что нам необходимо продолжать развивать у дошкольников музыкально-ритмические и танцевальные движения, заложенные природой, так как музыкально-ритмическое творчество может успешно развиться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности.
Своей главной задачей я считаю создание эмоционального настроя у детей во время занятий, развитие умения через танец выражать разные состояния, мысли, чувства, взаимоотношение человека с окружающим миром.
С помощью специально подобранных упражнений я стараюсь развить в ребенке способность воспринимать, улавливать и быстро включаться в ритм. О содержании двигательно-музыкального материала и особенностях движения стараюсь говорить образно, активизируя воображение ребенка. Все двигательные задания и музыкальные упражнения занятий развивают ориентировку в пространстве, умения анализировать и реагировать на сигнал музыкального руководителя. Сопровождаю слова выразительными движениями и жестами.


Музыкально-ритмическое воспитание дошкольников разрабатывалось Н.А.Ветлугиной. Она считала, что детей следует, как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий. Один из видов музыкальной деятельности, который в большей степени способствует развитию творчества – является музыкальное движение.
Программа «Ладушки», авторы: И.Каплунова и И.Новоскольцева является оригинальной разработкой системы музыкальных занятий с дошкольниками. Программа предусматривает обязательное участие взрослых вместе с детьми в праздниках в музыкальном и театрализованном исполнительстве, в разнообразных играх и затеях. Взаимодействие ДОУ и семьи на всех этапах создания детских праздников формирует у родителей понимание значимости такого события для ребенка.
Первостепенную роль на занятиях с ритмическими движениями играет музыкальное сопровождение, а соответственно, требования, предъявляемые к нему, достаточно высоки. Музыкальные произведения, используемые для сопровождения занятия должны быть очень разнообразными: по жанру, стилю, форме, размеру, темпу. рекомендуется использование "живого” аккомпанемента это позволяет сформировать у детей наиболее полное представление о разнообразии музыкальных произведений, обогатить их эмоциональными и эстетическими переживаниями.
Сопоставление конкретных музыкальных образов обогащает и организует эмоциональный мир ребенка, а способность уложить свои движения во времени, в соответствии с различным метроритмическим строением, положительно влияет на развитие слуха.
Итак, музыкальное сопровождение – дело первостепенной важности.
Известно, что дети увлекаются всем сказочным, волшебным, необычным. Вот поэтому музыка, связанная с персонажами сказок, с ожившими игрушками, с играми, всегда будет близкой и понятной ребенку. Танцующие игрушки в «Щелкунчике», Месяц, Солнце и Ветер из «Спящей красавицы», Тролли и Гномы из сюиты Э.Грига - вот лишь некоторые образцы, которые можно взять для сопровождения занятий танцевального искусства.
Насыщение занятия игровыми упражнениями, имитационными движениями, сюжетно-творческими зарисовками усилит эмоциональное восприятие музыки детьми, а, соответственно, поможет полнее и всестороннее решить поставленные задачи.
Одним из направлений музыкально-ритмических движений является пластико-ритмическая гимнастика (ПРГ).
Мною разработаны комплексы ПРГ на основе анализа научно- методической литературы по музыкально-ритмическому воспитанию и лечебной педагогике.


В ходе внедрения данной методики ведется работа в следующих основных направлениях:
Развитие основных сторон внимания и памяти.
Нормализация двигательного автоматизма.
Развитие воображения.
Развитие качественных характеристик движения.
Развитие чувства темпа и ритма.
Общая регуляция мышечного тонуса.
Развитие правильного дыхания.
Развитие и формирование эмоциональной выразительности.
Закрепление знаний и умений, полученных на других занятиях.
При проведении комплексов по пластико-ритмической гимнастике необходимо помнить следующее:
1. Упражнения необходимо проводить с учетом индивидуальных возможностей детей.
2. Строить комплексы надо эмоционально, с быстрой сменой деятельности.
3. Больше работать над развитием слуховых и зрительных представлений, совершенствуя их двигательные навыки.
4. Речь, музыка и движение должны быть очень тесно взаимосвязаны, дополнять друг друга.
Память пятилетнего дошкольника обычно развита хорошо. Особенно двигательная и эмоциональная, поэтому он легко запоминает то, что его сильно взволновало или заинтересовало. И если в 3 – 4 года малыш не способен на точное воспроизведение движения по слову или даже по показу педагога, то в пять лет он может адекватно реагировать на слово или слово, сочетающееся с показом. Необходимо эмоциональное участие самого взрослого: музыкального руководителя, воспитателя, родителей. Улыбающийся и доброжелательный педагог является образцом поведения в совместной деятельности. Ненавязчивый, ласковый, личностно – ориентированный контакт обеспечивает необходимые каждому ребенку психологический комфорт и поддержку.
На занятиях стараюсь активизировать память детей: предлагаю им вспомнить свои наблюдения за растениями, животными, птицами, рыбами, повторить их движения под музыку. От простых упражнений переходим к более сложным, развивая при этом фантазию и воображение. Чтобы активнее вовлекать ребенка в процесс воображения, включаюсь в творчество сама, изображая то, о чем говорю, побуждая детей повторять мои действия.




Звучит «Подснежник» Чайковского из времен года. Спрятанное глубоко в земле растение просыпается. «Вставай» - будит солнечный свет, «Вставай» - барабанят блестящие капли дождя, ожидая ответ. Растение, их услышав, поднялось, чтоб узнать в каком замечательном мире ему предстоит подрастать.
Мимические упражнения, входящие в психогимнастику улучшают работу лицевых мышц, способствуют развитию подвижности артикуляционного аппарата.

Психогимнастика включает в себя упражнения для
правильного дыхания с движениями, что способствует оптимизации кровообращения, вентиляции всех участков лёгких, а также общему оздоровлению и улучшению самочувствия.
Релаксационные и имитирующие упражнения снимают мышечное напряжение, повышают уровень психической активности и работоспособности.
У детей после таких игровых упражнений появляется интерес, можно увидеть, как горят их глазки, с каким упорством, терпением и искренностью они воплощают в движении мои слова.
Таким образом, музыкально-ритмическая деятельность с включением движений и элементов пластико-ритмической гимнастики являются эффективной технологией и ее можно рекомендовать к использованию в других детских садах. Овладение данной методикой поможет всем музыкальным руководителям сделать занятия более интересными, полезными, разнообразными.